Ворожба на сон

Ворожба на сон

Ворожба на сон

1. Из прутков делают мостик и кладут его под подушку. Ложась спать, девица приговаривает: «Суженый-ряженый, переведи через мост».
2. Кладут под голову гребень, приговаривая трижды: «Суженый-ряженый! Причеши мне голову»/«Суженая-ряженая! Приходи ко мне по гребень чесаться!» (и еще добавляют: «Или ты меня расчешешь, или я тебя расчешу»). Говорят, також, что суженый сам причешется – оставит волос. А какого он цвета, такие волосы у жениха будут.
3. Кладут расческу, зеркало (предварительно в него посмотревшись) и бритву, приговаривая: «Суженый-ряженый, приди побриться, причесаться».
4. Причесываются на ночь, а потом опускают гребень в голбец на веревке.
5. Смешивают наперсток соли и наперсток воды или едят на ужин соленого, не запивая. Ложась спать, приговаривают: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст!»
6. В горшок кладут таракана, завязывают горлышко платком, трижды приговаривая: «Таракан, таракан, вези меня по деревням, по селам, по горам, по городам, привези меня к суженому». Или: «Как этот таракан бегает, так и мне бегать у суженого в дому»/«Как таракан в горшке гуляет, так и я буду у суженого-ряженого в дому гулять». Горшок ставят под постелью.
7. Таракана в коробочке кладут под подушку или привязывают его к руке, к большому пальцу левой ноги, завязывают его в рукав. Во сне таракан проведет по дому суженого или суженой, приведет жениха «Таракан, таракан! Приведи ко мне суженого», «Таракан-пошехон, сведи к милому в дом». На Коляду.
8. Ложась спать, приговаривают: «Ложусь спать на Святых горах, три помощничка в головах. Один слышит, другой видит, третий рассказывает: какой хлеб нынче будет» Или: «третий судьбу предсказывает» — приснится жених. Коли черное – к худу, белое – жить, сад или цветы – к добру.
9. «Ложусь я спать на Святых горах, три помощничка в головах: один видит, другой слышит, третий всю правду скажет. Коли я что найду, али что куплю, али подарок приму, то сбудется. А коли я что продам, али потеряю, али отдам, то не сбудется».
10. Чтоб узнать средство для исцеления во сне, заговаривают: «Ложусь я (имярек), спать на Святых горах, три помощника в головах: одного подслушивать, другого подглядывать, третьего подсказывать. Поведай, Велесе-Батюшка, зелье в потребу».
11. Сжав последний (Велесов) сноп, из середки выбирают колосок и, заворачивая его, приговаривают: «Овсяная/Велесова борода, покажи мне жениха/невесту».
12. На понедельник. Берут еловую веточку и кладут ее под подушку, приговаривая: «Ложусь на понедельник, кладу в сголовье ельник, приснись тот мне, кто думает обо мне».
13. На среду и пятницу. Ложась спать, приговаривают: «Шостка с неделей, понедельник со вторником, среда с четвергом, пятница одна и я (имярек) одна. Скажи не утаи! Приснись мне суженый-ряженый!» Или: «Четверг со средой, вторник с понедельником, неделя с шосткой. Пятница одна и я млада одна. Лежу я на Святых горах, три помощника в головах: один видит, другой скажет, а третий судьбу укажет».
14. Кладут в изголовье хлеб с солью и заговаривают: «Неделя с понедельником, вторник со средой, четверг с пятницей, а тебе, шостка, дружки нет. Вот тебе хлеб-соль, а мне дай ясный сон».
15. «Неделя с понедельником, среда со вторником, пятница с четвергом, а шостка – одиница. Что мне ночью присниться?»
16. «Паруется неделя с понедельником, вторник со средою, четверг с пятницей, а шостка – вдовица. Скажи мене, месяц, кто мне присниться: вдовец или молодец? (Или: «Кто меня любит, пусть тот присниться, или что может быти, пусть мене присниться»)».
17. Девицы покусывают веретено и кладут отгрызенную щепку под подушку.
18. На святках парни отламывают от веретена пятку и кладут под подушку.
19. Девицы откусывают зубами щепку от вереи и вплетают его в косу.
20. У амбара отгрызают уголок бревна, кладут щепку в изголовье, трижды произнося: «Суженый-ряженый, покажися мне, приходи ко мне».
21. На святки от ворот/вереи отгрызают щепку и кладут ее под подушку – невеста присниться. Иные говорят: «Суженый-ряженый, приходи верею грызть».
22. На святках девчата ходят к избе любимого и отгрызают от саней щепку. Возвращаются так, что бы никто не видел и не окликнул, и ложатся спать. Коли любимый во сне присниться – выйдешь за него.
23. Завидев молодой месяц, тотчас останавливаются. Взяв из-под правой пятки землю, после кладут ее под подушку. Увидишь невесту (жениха).
24. Завидев молодой месяц девица встает против него, наступает ногой на что-нибудь (камешек, щепка), берет что-нибудь в правую руку и трижды приговаривает: «Месяц молодой, у тебя рог золотой, ты высоко ходишь, ты далеко смотришь, пришли мне моего суженого, а ты, суженый-ряженый, приснися». Ложась спать, положить под левую косу то, что было под ногой и в руке, а под подушку – гребень и рушник.
25. Зеркало кладется на высокое место (брус). Перед сном, трижды сказать: «Суженый-ряженый, приходи в зеркало глядеть».
26. Ложась спать, кладут в изголовье ложку и вилку. Суженый должен во сне придти за ними.
27. Ставят под постелью там, где подушка, чашу с кашей, в которую воткнуто несколько лучинок. Приговаривают: «Щуров сын, чертов сын, приходи со мной ужинать!»
28. Втыкают в пень во дворе топор и перед сном трижды завораживаются: «Суженый-ряженый, приходи дрова колоть, а я буду носить».
29. Девица тайком кладет своей матери под постель сковороду и сковородник, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи к теще блины есть». Тот, кто матери приснится, и есть жених. Иногда совмещают: матери – сковородку, себе – полотенце, расческу и зеркало.
30. Девице под постель тайком кладут сковороду. Во сне приснится будущее хозяйство.
31. Девица встает около постели, а другая вокруг нее обсевает овсом, пшеницей «Суженый-ряженый, приезжай ко мне боронить / приходи огород городить / приходи ко мне пшеницу жать».
32. Девица втихаря вешает на пояс или косу подруги замок и запирает его, или зажимает дужкой ткань сорочки, постели (можно и парню, но звать тогда «суженую-ряженую»). Ложась спать с ключом под подушкой, трижды приговаривает: «Суженый-ряженый, приходи за ключом». Кто во сне будет – тот суженый подруги.
33. На ночь запирают замок или запирают бадью на замок, приговаривая: «Суженый-ряженый, приводи коня поить, у меня, у красной девицы, ключа просить». Ключ кладут под подушку или надевают на мизинец (мизинный палец ноги).
34. Запирают замок над колодцем о ту пору, когда все лягут спать. Ночью жених придет просить ключа. Но поутру, до того как станут с колодца поить скотину, надо замок отпереть также над колодцем, иначе можно скотину всю испортить.
35. Перед сном берут ножницы и трижды заговаривают: «Суженый-ряженый, приходи ко мне постригаться» Ножницы кладут под подушку.
36. Под подушку кладут уздечку. Если присниться лошадь, то откуда она идет, оттуда и жених будет.
37. В полночь идут к чужому двору, снимают пояс и трижды хлещут им о верею, приговаривая: «Верея, верея, покажи моего суженого жениха (невесту). Пояс, пояс, покажи мне свадебный поезд» Ложась спать, пояс расстилают поперек постели и спят на нем. Иногда хлещут матицу: «Матница, матница! Кто любит, пусть приснится».
38. Хлещут верею поясом три раза, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи со мной сумерничать». Пояс кладут под подушку.
39. Ненадолго опутывают ножки стола поясом, потом ложили его под подушку, приговаривая: «Пояс, пояс, покажи мой поезд».
40. Мочат пояс в проруби, надевали его и ложились спать.
41. Кладут вдоль постели пояс, приговаривая: «Золотой пояс, покажи мне весь женихов поезд и жениха в лицо».
42. Кладут пояс и обручальное кольцо под голову, со словами: «Пояс, покажи жениха в пояс, кольцо, покажи жениха в лицо».
43. Кладут под подушку серебряное кольцо (или: одно кольцо одевают, а другое кладут кольцо на божницу), приговаривая: «Кольцо, покажи мне жениха в лицо!», «Какая моя судьба, какой мой сон сбудется».
44. Вешают кольцо на волосе под божницу.
45. Идут в нежилую избу, надевают кольцо на большой палец ноги (иные, одну ногу одевают в чулок, а сверху на палец кольцо) ложась спать, приговаривают: «Суженый-ряженый, приходи кольцо снимать». Если ночью кольцо снимется – скоро замуж.
46. Ложатся спать в одном башмаке или кладут обутку с правой ноги под подушку, говоря: «Суженый-ряженый, приди разуй меня».
47. На правой ноге оставляют чулок (или надевают валенок), трижды приговаривая: «Чертово место! Суженый-ряженый, приходи чулок снимать/приди разуй меня».
48. Ложась спать, выворачивают чулки наизнанку, чтобы увидеть суженого.
49. На святках ложась спать, надевают на ногу чулок, обливают ногу водой, морозят ее немного. В постели заговариваются: «Суженый-ряженый, приходи чулок снимать».
50. Мочили в проруби валенок и в нем ложились спать, проговорив: «Суженый-ряженый, приходи, сапог сними».
51. Кладут под подушку полотенце, а у постели чашку воды, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи умыться».
52. Ложась спать, кладут под подушку – мужчины юбку, женщины – штаны.
53. Стелют новую постель, приговаривая: «На новом месте приснись жених невесте». Тоже делают, ночуя в первый раз в чужом доме или ночуя в доме, где жили меньше года.
54. Чтобы сведать будущее, ложатся спать, положив руки на голову и так засыпают.
55. «Велесе Боже, хитрый и мудрый, я Тебе покорюсь, я Тебе помолюсь, я Тебе требу положу, а Ты мне всё удружи, всю правду скажи (спрашиваешь желаемое)».
56. На сон. Найти подорожник и сказать над ним: «Подорожнику, подорожнику, ты сидишь на дороге, ты видишь старого и малого, скажи милого маво!» Сорвать его губами и отнести домой, а на ночь положить по подушку.
57. Для доброго сна, с четверга на пятницу, кладут под подушку ключ (а девицы – перстень) и молвят: «Отдам, продам, найду, куплю, потеряю».
58. Если ложишься спать на новом месте, положи под голову веник – приснится жених. Или: сказать – «На новом месте приснись жених невесте».
59. Первый раз увидев молодой месяц, следует трижды справа налево перекрутится и взять немного земли из-под пятки, заговариваясь: «Месяц, месяц молодой, у тебя рог золотой. Ты знаешь старого и малого, пришли мне моего милого». Землю положить под подушку, трижды повторив заговор.

Купала.

60. Девица в ночной рубашке трижды обегает вокруг колодца, изображая посев мака, а после, ни с кем не говоря, идет домой спать. Должен приснится жених.
61. Идти в пшеничное поле и трижды выкупаться в росе. Ходят нечетом – 1, 3, 5 человек. После бегут домой и молча ложатся спать. Должно присниться что-то значительное.
62. Девица идет на перекресток дорог и, связав букет цветов (прутков), вынимает из него по паре, говорит: «Неделя с понедельником, понедельник со вторником…» (или: «Неделя с понедельником, вторник со средой…) Дойдя до шостки (субботы), она говорит: «Шостка одна и я одна». После, возвратись домой, она ложиться спать, ожидая во сне увидеть жениха.
63. Собирают 12 (а то и 40) разных цветов (в том числе василек) и идут с ними на перекресток, где читают славление Богам. Возвращаются домой, избегая разговоров, и ложатся спать с букетом под подушкой, ожидая увидеть во сне суженого. Иные призывают: «Суженый-ряженый, приди по мой букетик».
64. Срывали зубами колосок, клали его под подушку или за пазуху, приговаривая: «Суженый-ряженый, увидься во сне!»
65. Перед Купалой девица ходила на поле, рвала зубами немного льна и прятала его за пазуху. После этого шла спать, стараясь никого не встретить и не заговорить. Во сне должен был присниться жених.
66. После захода солнца девчата голышом бегали на перекресток и рвали зубами подорожник. Молча, не выпуская его из рта, бегут домой спать, положив траву под подушку.
67. На перекрестке в полночь рвали подорожник, трижды без остановки приговаривая: «Трипутник, трипутник, // Ты стоишь (сидишь) при дороге, // Видишь старого и малого, // Видал ли моего милого?» После этого, шли домой не оглядываясь и ложились спать с подорожником в изголовье.
68. С перекрестка дорог брали песку, клали его под подушку, ожидая сна предвещающего судьбу.

Коляда.

69. Ходят на прорубь, от три (девять) раза пустым наперстком набирают воды в рот. Дома опрыскивают ею постель и молча ложатся спать.
70. После вечери, прячут в изголовье все ложки и заговариваются: «Кто придет за ложкой, тот и жених мой!»
71. После вечери, остатки от пира сворачивают в тряпицу и тайком прячут их под голову девице. Ночью ей должен был присниться жених.
72. Пекли сочень, выкусывали у него середину и ложили под подушку: «Какой жених, привидься во сне». Или ударяли сочнем о брус, приговаривая те же слова.
73. Скалкой, которой пекли сочни, колотили по матице: «Ски, мама, сочни, пеки пироги, к тебе придут гости, ко мне женихи» Говорят так, чтоб мать не слышала. Потом подкладывают скалку ей под голову, а утром спрашивают о том, что снилось.
74. При свете месяца вдевали нитку в иголку, затыкали ее в одежду и ложились спать. Должен был присниться суженый и попросить иглу.
75. Как только отец возьмет первую ложку каши за пиршественным столом, дочь говорит: «Батя, глянь, кто-то в окно смотрит!» Отец отворачивается к окну и не видит, или делает вид, что не видит, как дочка скоро берет кашу с его ложки и завязывает в платок. Ложась спать, она кладет платок в изголовье и, если ей присниться добрый сон, то означает сие скорое замужество.
76. Берут первую ложку каши во время пира так, что бы никто не видел. Кладут ее в изголовье, веря, что присниться жених. Коли присниться что-либо из священных предметов или доска, гроб, то означает это смерть девицы или жениха.
77. Когда начнут есть кашу, девица прячет первую ложку за пазуху и рассыпает кашу по избе, когда все домашние уснут, приговаривая: «Дай Боги знать, с кем буду спать!» Должен приснится суженый.
78. Взять отай первому ложку кутьи и сеять ею у ворот, говоря: «Суженый-ряженый, приходи пшеницу собирать».
79. Девица трижды откусывает от хлеба и откусанное (или то, что осталось), клала под подушку, заговаривая: «Суженый-ряженый, приходи сегодня ко мне обедать / приходи кусок доедать». После гадания, хлеб отдавали скотине.
80. Девицы, а иной раз и женщины, стараются украдкой взять мужскую вещь (штаны, варежки) и положить ее под подушку. Если эта вещь присниться во сне, то считается сие знаком добрым.
81. Девица кладет гребень в изголовье или, причесавшись перед этим сама, на грудь. Кто будет им во сне причесываться, тот и есть ее суженный.
82. Ночью бегают на овин и несут оттуда соломы. Кладут ее под голову и загадываешь, что присниться.
83. Полотенце кладут в изголовье: «Суженый-ряженый, приходи ко мне умываться, у меня есть полотенечко утираться».
84. Кладут под подушку карандаш, ножницы, сковороду. Во сне придет суженый и выберет себе. Карандаш возьмет – писарь значит, ножницы – портной, сковороду – пекарь.
85. Перед сном заговаривались: «Суженый-ряженый, приходи ко мне и скажи: за кого я замуж выйду? Выйду ли я, не выйду ли я?»
86. Под подушку кладут прутик из веника, зеркало и гребешок, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи ко мне париться».
87. Девица ложится спать на полати, осыпав себя листьями от веника, приговаривая: «Суженый-ряженый, выходи, меня из березняка выводи».
88. Кладут под подушку обнову, говоря: «Суженый-ряженый, приходи обнову смотреть».
89. Девчата вешали на вишневое дерево платок и возвращались молча домой. Под подушку клали мыло, гребень, рушник. Кто из парней присниться – тот и жених.
90. Парни или девчата ставят под свои постели посудину с водой, а поверх ее лучины крест-накрест. Тот, кто во сне перейдет через мосток – тот и сужен Богами.
91. Под кровать ставят новую посудину, а на нее кладут ломоть хлеба на лучине. Поутру смотрят: если упал хлеб в посудину – то свадьба не скоро, а коли нет – то в этом году.
92. Делают под кроватью «колодец» из лучинок (2-3 венца) и ставят внутрь чашку с водой. Ложась спать, приговаривают: «С кем мне век вековать, дай мне Боги во сне увидать, пусть придет мне поды подать».
93. Делают «колодец» из четырех лучинок, спичек и кладут его под подушку: «Приснись, суженый-ряженый, у колодца».
94. Девица, держа во рту лучину, зажженную с обоих концов, идет к реке или озеру, где тушит ее, окунув сначала правый конец, а потом левый. Не оборачиваясь, возвращается домой, и ломает лучину на девять кусочков, кладя их под подушку рядком, словно мост. Ночью приснится парень, с которым она будет переходит по мосту через реку.
95. Делают под кроватью (или с левой стороны подушки) «колодец» из лучинок, ставят внутрь чашку (наперсток) воды, а сверху ее замок, коий запирают. Ключ кладут под подушку или вешают на пояс, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи (за ключом) воды пить/коня поить».
96. Делают из прутьев веника мостик над чашей с водою (в сковороду лют воду и кладут поверх лучину) и ставят в изголовье, приговаривая: «Суженый-ряженый, переведи меня через мост!»
97. С разомкнутым замком трижды обходили вокруг колодца. После замыкали его, а ключ клали под подушку, приговаривая: «Суженый-ряженый, приводи коня поить и приди ключа просить!»
98. Запирали колодец на ночь а ключ втихаря клали матери под подушку, нашептав: «Покажися моё суженое матери».
99. Запирают ведро на колодце на три замка и три ключа. Ключи под подушку: «Какой у меня жених, приди за ключом».
100. Лежа на спине возле неглубокой проруби, через левое плечо достают камень. Его приносят домой и кладут под подушку.
101. Девица, возвращаясь с посиделок ночью, берет из-под левой пятки комок снега. В избе она трижды кидает его на чело (часть печи), приговаривая: «Чело, чело, покажи мне то село, куда я выйду замуж».
102. Девица ложась, обсыпает себя пшеничными зернами или овсом, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи пшеницу пахать / овес жать».
103. На святки под подушку кладут валек. Приснится суженый.
104. Кладут под голову половую тряпку.
105. На пустой половине дома готовят два столовых прибора и приглашают суженого прийти во сне на ужин.
106. Набирали полную крынку воды за неделю до Коляды и отливали из нее помалу вплоть до праздника. Перед тем как лечь спать в ночь на Коляду, остатками воды умывались.
107. Дверь на ключ, а ключ матери под подушку. Утром мать вспомнит, кому отпирала.
108. Моют одну потолочину (или немного на потолке), под которой спят, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи ко мне на чистый потолок глядеть».
109. Запирают уздечку и кладут ее под подушку: «Кто за мной придет?»
110. По осени, когда листья летят, надо поймать один ртом и хранить до святок. На Коляду кладут под подушку – суженый приснится.
111. Сыплют овес под подушку: «Дед с овсом, закладаю на сон. Приснися во сне с кем буду браться по весне».
112. Завязывали ножки стола полотенцем. Во сне придет жених и развяжет.
113. Скидывали одежду на дворе и не оглядываясь шли спать, проговорив: «Кто моя судьба, возьми одежду и одень».
114. Когда все уснут, девица встает, вынимает из веника три прута и метет ими сор от двери внутрь. Потом кладет их под подушку и ложится спать, ожидая во сне прихода суженого.

Осень.

115. Девицы берут наперсток муки, наперсток воды и чуть соли. Пекут пирожок, кладут его в шапку и суют под подушку, ожидая во сне увидать суженого.
116. Целый день воздерживаются от еда, а перед сном съедают соли. Во сне суженый подаст воды.
117. Ставят под постелью чашу с водой и кладут на нее дощечку. Приснится суженый, переходящий по мосткам.
118. Девица печет два пирожка из двух наперстков муки. Целый день воздерживается от еды, а ночью, нагишом обегает вокруг дома трижды, держа в левой руке пирожки, а в правой – льняное семя. Его она рассыпает, приговаривая:

Велесу радею, лену сею.
Дажди знать, с кем век вековать!
После она нагой ложится спать, покатав пирожки по телу. Один из них съедают, а второй кладут под подушку. Должен был приснится суженый.

119. Ложась спать, девица трижды рассевает по постели льняное или конопляное семя, приговаривая: «Велесу радею, лену сею. Дай, Боже, знать, с кем горе горевать (с кем век коротоать)!».
120. Девица целый день воздерживается от пищи и разговоров. Под вечер идет на колодец, трижды обходя его, сеет лен или коноплю, приговаривая заклинанье к Велесу. После того, молча идет спать, посыпав немного семени под голову.
121. На закате солнца, девица встает посередине гумна и, держа над головой пригоршню льняного семени, трижды приговаривает заклинанье к Велесу. Ложась спать, она должна положить семя под подушку.
122. Ложась спать, кладут под подушку гребень, который в сей праздник (Мокошье, Осенние деды) испльзовался мужчинами и не был в женских руках.
123. Девчата стараются утащить что-нибудь мужское: пояс, рукавицы, шапку, портки, и кладут это под подушку.
124. Идут по улице, сея коноплю за собой, приговаривая заклинание к Велесу.
125. Ломают сук яблони и кладут его под подушку.
126. Велесу приговаривают на капище или в домашнем красном куте: «Велесе Боже, кладу тебе свой пояс, покажи мне поезд», при том трижды кланяются и вешают пояс при чуре Велеса. Во сне привидится жених (невеста).
127. Насыпают в подушку зерна, приговаривая: «Купец, приходи. Зерна купи, хлеба напеки». На ночь девица заплетает волосы по-женски, в две косы, а концы кос запирает на замок, приговаривая: «Суженый-ряженый, приходи, замок отопри, меня к себе возьми».

Влх. Богумил Мурин